Тема: «Взаимодействие детского сада c семьёй»
Цель: распространение опыта педагога и анализ оценки педагогического продукта.
Аннотация: первая школа взросления - это семья. Все человеческие пути начинаются в семье. Это целый мир для ребенка, где он учится любить, терпеть, радоваться и сопереживать. Именно в семье ребенок получает свой первый опыт общения, опыт "жизни среди людей".
Ключевые слова: семья и детский сад, работа с родителями, взаимодействие педагога с родителями, формы работы ДОУ, дошкольная педагогика.
Работа педагога с родителями является одним из важнейших элементов обеспечения качества образовательного процесса и одним из основных принципов дошкольного образования, определенных Федеральным государственным образовательным стандартом:
- сотрудничество между организацией и семьей;
- ознакомление детей с социокультурными нормами и традициями семьи, общества и государства.
Родители порой не могут сотрудничать с детским садом, с педагогами, не доверяют им. А всё из-за недостаточной педагогической компетентности родителей. Родители, не обладающие достаточными знаниями о возрастных особенностях развития своего ребенка, иногда проводят обучение вслепую и интуитивно. Все это, как правило, не приносит положительных результатов.
Статья 18 Закона Российской Федерации «Об образовании» гласит: «Родители - первые воспитатели. Они обязаны в раннем возрасте заложить первые основы физического, морального и интеллектуального развития личности ребенка».
Непонимание между семьей и детским садом ложится на плечи ребенка. Не секрет, что многие родители думают, что детский сад - это просто место, где воспитатели присматривают за детьми, пока родители работают. И по этой причине воспитатели часто испытывают большие трудности в общении с родителями.
Как трудно достучаться до отцов и матерей!
Как трудно иногда объяснить родителям, что ребенок должен не только хорошо питаться и одеваться, но и общаться с ним, учить его думать, размышлять.
Как изменить эту ситуацию?
Как вдохновить родителей на совместную работу?
Как объединить развитие ребенка в семье и в детском саду, как сделать из родителей участников образовательного процесса?
Важной задачей государственных стандартов дошкольного образования является оказание психолого-педагогической поддержки семьям, повышение компетентности родителей (законных представителей) в развитии и заботе о детях, охране и укреплении их здоровья. Укрепление образовательной культуры и педагогического образования родителей способствует улучшению семейного воспитания, влияет на воспитание семейной среды, повышает осведомленность о поведении родителей, повышает их позитивное отношение и доверие к педагогам. В настоящее время невозможно ухаживать за детьми индивидуально, не вовлекая семью в процесс педагогического творчества и не оказывая педагогического влияния на взрослых.
Взаимодействие между детским садом и семьей - это взаимодействие педагогов, учащихся и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. Поэтому взаимодействие между детским садом и семьей является важным источником и механизмом развития всех участников процесса. Необходимо, найти такой подход к семье, который бы позволял наладить взаимопонимание и взаимопомощь в решении сложных задач воспитания, обучения и коррекции развития ребёнка.
Работа с родителями должна проводиться в соответствии со следующими шагами.
1. Переосмыслить содержание и формы работы с родителями. Провести экспресс-опрос для изучения их потребностей. Важно не только проинформировать родителей о том, что детский сад хочет делать с их ребенком, но и выяснить, чего они ожидают от садика. Полученные данные следует использовать для дальнейшей работы.
2. Построение доброжелательных отношений между педагогами и родителями с отношением к будущему деловому сотрудничеству.
3.Формирование более полной картины и правильного восприятия ребенка путем передачи знаний и информации, которые не могут быть переданы в семье и которые являются неожиданными и интересными для ребенка.
4. Ознакомление педагога с проблемами воспитания ребенка в семье.
5. Изучение и формирование личности ребенка вместе со взрослыми. На данном этапе планируется конкретное содержание работы, выбираются формы сотрудничества.
Все формы работы с родителями подразделены на :
- коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные;
- традиционные и нетрадиционные.
Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всеми родителями или с большой группой родителей в дошкольном учреждении (группе). Это совместная деятельность педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие детей.
Для дифференцированной работы с родителями учащихся предусмотрены индивидуальные формы.
- наглядно-информационные играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями.
В настоящее время внедряются устойчивые формы работы в детских садах с семьями, считающиеся традиционными в дошкольной педагогике. Тем самым давая педагогическое просвещение родителей. Это осуществляется двумя способами:
- В детском саду проводится работа с родителями воспитанников соответствующего дошкольного учреждения;
- Работа с родителями вне детского сада. Его цель - охватить подавляющее большинство родителей детей дошкольного возраста, независимо от того, посещают ли их дети детский сад или нет.
Нетрадиционные формы общения становятся очень популярны среди педагогов и родителей. Их целью является установление неформальных контактов с родителями и привлечение их внимания к детскому саду. Родители видят своего ребенка в другой, новой обстановке и тем самым больше узнают его и становятся ближе к воспитателям.
Познавательные формы взаимодействия с родителями.
Общее собрание для родителей детского сада.
Его целью является координация действий родителей и преподавательского состава в области образования, воспитания, укрепления здоровья и развития детей. На родительских собраниях обсуждаются проблемы воспитания детей. Для родителей, которые являются новичками в детском саду, желательно провести экскурсию по детскому саду с разъяснением профиля и целей учреждения, познакомить со специалистами, можно распечатать памятки, показать презентацию о ДОУ, может быть организована выставка работ детей и т.д.
Педагогический совет с участием родителей.
Важной задачей этой формы работы с родителями является вовлечение их в активное осмысление проблем воспитания детей в семье на основе индивидуальных потребностей.
Родительская конференция – повышает знания педагогической культуры у родителей. В этой форме работы участвуют не только родители, но и сотрудники районного отдела образования, представители медицинской службы, педагоги, детские психологи и др.
Тематические консультации отвечают на все интересующие родителей вопросы. Воспитатели должны стараться давать квалифицированные советы родителям. Этот модуль помогает больше узнать о семейной жизни и предлагает помощь там, где она больше всего нужна, побуждая родителей более внимательно смотреть на своих детей и думать о лучших способах их воспитания. Основная цель консультирования - обеспечить родителям поддержку и консультацию со стороны детского сада. Предлагаются также дистанционные консультации.
Родительские собрания в группах организованно и дружески обсуждают темы, методы воспитания детей определенного возраста, как в детском саду, так и в семье.
Собрания проводятся четыре раза в год в течение примерно 1,5 часа.
Готовясь к родительскому собранию, пожалуйста, помните о следующих правилах:
- у встречи должна быть цель;
- должны учитываться потребности и интересы родителей;
- собрание должно проводиться в интерактивном формате;
- ни в коем случае не предавать гласности неудачи ребенка или ошибки родителя в воспитании детей.
Повестка дня собрания может быть изменена с учетом пожеланий родителей.
Заседания организуются заранее и объявляются за три-пять дней до их проведения.
«Круглый стол». Подразумевает общение специалистов с родителями, не в традиционной обстановке, о текущих вопросах в воспитании детей.
Родительский комитет группы – это группа активных родителей, которые тесно общаются с педагогами и администрацией ДОУ, с целью улучшения условий для осуществления образовательного процесса, защиты жизни и здоровья воспитанников, свободного развития личности; участвуют в организации и проведении совместных мероприятий.
Презентация дошкольного учреждения. Это форма рекламы дошкольного учреждения. Благодаря такой форме работы родители узнают об уставе дошкольного образовательного учреждения, программе развития и педагогическом коллективе, получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах.
Педагогические беседы с родителями. Своевременная поддержка родителей по различным вопросам воспитания детей. Это одна из самых доступных форм установление семейных связей с педагогом. Беседа может быть автономной или использоваться в сочетании с другими. Например, её можно включить в повестку собрания.
Посещение семьи. Основная цель визита - поближе познакомиться с ребенком и близкими в их привычной обстановке. Играя с ребенком, общаясь с его семьёй, педагог получает много необходимой информации о малыше, о его предпочтениях и интересах . Посещение выгодно как для родителей, так и для педагога: родители наглядно видят, как воспитатель общается с их ребенком, они могут задавать вопросы о воспитании ребенка , а воспитатель получает возможность ознакомиться с условиями жизни ребенка, общей атмосферой в доме, традициями и обычаями семьи.
Досуговые формы взаимодействия с родителями.
Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования).
Проведение праздников и досугов воспитателями дошкольных учреждений, совместно с детьми и приглашением родителей настраивает на эмоциональный комфорт и помогает сблизить всех участников образовательного процесса.
Родители могут участвовать в различных конкурсах. А так же могут содействовать в организации праздника.
Выставки работ родителей и детей.
Родители охотно принимают участие в совместной деятельности со своим ребёнком в выставках рисунков, поделок.
Совместные походы и экскурсии.
Главная цель подобных мероприятий - укрепление отношений между детьми и их родителями. В таких формах работы закладывается патриотическое воспитание. Любовь к Родине возникает из чувства любви к своей семье. Дети насыщаются новыми впечатлениями о природе, о своей стране.
Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями.
Формы наглядно-информационной работы условно делятся на две группы:
1. Задача одной из них - ознакомить родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей.
2. Задача другой группы близки к познавательным и направлены на получение родителями знаний о развитии и воспитании дошкольников. Их особенностью является то, что общение между педагогами и родителями осуществляется не напрямую, а через газеты, выставки и т.д.
В этой форме работы важен принцип систематичности. Главная задача наглядно-информационной работы - познакомить родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей в ДОУ и способствовать преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывать практическую помощь семье. К ним относятся:
• видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий;
• фотографии,
• выставки детских работ,
• стенды, ширмы, папки-передвижки,
• памятки для родителей.
Информационно-аналитические формы организации взаимодействия с родителями.
Главной задачей такой работы с родителями являются сбор информации, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации.
Анкетирование. Один из распространенных диагностических методов, используемых дошкольными учреждениями с целью обследования семьи, выявления образовательных потребностей родителей, установления контакта с их членами и координации образовательного воздействия на ребенка.
Получив реальную картину, на основе собранных данных педагогом определяется и вырабатывается тактика общения с каждым родителем и ребёнком. Это помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
Заключение
За тысячелетия истории у человечества сформировались две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Уже давно ведутся споры о том, что важнее для становления личности ребёнка: семья или социальное воспитание? Одни великие учителя выбирают семью, другие считают, что в этом вопросе пальму первенства должны получить общественные учреждения.
Между тем современная наука располагает множеством данных, показывающих, что, не предвидя развития личности ребенка, невозможно отказываться от семейного воспитания, поскольку его сила и эффективность несопоставимы с любым, даже высококвалифицированным образованием в детском саду или школе.
Чтобы обеспечить благоприятные условия жизни и воспитания ребенка, чтобы сформировать основу для полноценной гармоничной личности, необходимо укреплять и развивать тесное общение и взаимодействие между детским садом и семьей.
Список литературы:
1. Березина В. А, Виноградова Л. И., Волжина О. И. Педагогическое сопровождение семейного воспитания: Программы родительского всеобуча. С.-Пб.: Каро, 2005 г.
2. Давыдова О. И, Богославец Л. Г., Майер А. А. Работа с родителями в ДОУ/ Этнопедагогический подход. М.: Творческий Центр, 2005 г.
3. Доронова Т. Н., Соловьева Е.В., Жичкина А. Е. «Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: методическое руководство для работников ДОУ». М.: Линка – Пресс, 2001 г.
4. Евдокимова Е. С. «Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника». М.: Творческий Центр, 2005 г.
5. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект. М.: Творческий центр, 2005 г.
6. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие. М.: Айрис Пресс, 2006 г.
7. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей: диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. М.: Творческий Центр, 2004 г.
|